Travellermagazine в соцсетях

15 лучших монастырей и церквей Флоренции

15 лучших монастырей и церквей Флоренции

Церкви и монастыри Флоренции не только являются местами поклонения, но и хранят в себе столько же ценного искусства, сколько и многие музеи. Более того, некоторые из них больше не являются церквями и превращены в музеи. Несколько действующих церквей являются одними из самых важных туристических достопримечательностей города, и вы не захотите уезжать, не взглянув на огромный купол Брунеллески в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре или не увидев гробницы Медичи работы Микеланджело в Сан-Лоренцо.

Не обойдите вниманием и менее известные церкви, где вы увидите удивительные произведения мраморной инкрустации, фрески, мозаики, резьбы по камню и архитектуры, созданные ведущими мастерами эпохи Возрождения и другими мастерами до и после них, которые вместе сделали церкви Флоренции одними из самых красивых в Италии.

В некоторых церквях, где главные произведения искусства находятся в тусклых боковых капеллах, ищите ящики вдоль боковых стен у входа в капеллу, где можно осветить помещение, опустив монеты в счетчик. Узнайте больше о том, где можно увидеть самые знаменитые произведения искусства города, из нашего списка лучших церквей Флоренции.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Большинство величайших художников итальянского Возрождения приложили руку к созданию монументальной архитектурной иконы Флоренции - соборного комплекса, состоящего из церкви, баптистерия и кампанилы. Изысканные бронзовые двери Гиберти в баптистерии, изящная колокольня Джотто и великолепный купол Брунеллески - это лишь начало сокровищ самой знаменитой церкви Флоренции.

Сокровища собора настолько богаты, что их переполнением заполнен целый музей. Поскольку это самое популярное, что можно посмотреть во Флоренции, очереди на вход в собор просто огромны. Вы можете избежать их и быть уверены, что увидите все в великом соборе - включая некоторые места, которые не открыты для обычных туристов, - во время экскурсии Skip-the-Line Florence Duomo with Brunelleschi's Dome Climb. 2,5-часовая экскурсия с гидом включает в себя посещение баптистерия, дегустацию джелато, а также билеты на колокольню и в музей, которые вы можете осмотреть в свободное время.

Санта-Мария-Новелла

Одна из самых значительных церквей Флоренции, доминиканская церковь Санта-Мария-Новелла была начата в 1246 году и завершена более века спустя. Драматический фасад из инкрустированного цветного мрамора, добавленный еще столетие спустя, делает ее центром большой площади, раскинувшейся перед ней.

Архитектор Леон Баттиста Альберти соединил романско-готический и ренессансный стили, чтобы придать ему характерную форму. Интерьер также демонстрирует элементы обоих стилей, сочетая готическую высоту с открытой концепцией Ренессанса. Окно с розами - самое старое во Флоренции, а интерьер - еще одно собрание флорентийских художников.

Мраморная кафедра у второй колонны в левом нефе была спроектирована Брунеллески в 1443 году. Фреска с изображением Троицы на третьем алтаре считается одной из лучших работ Масаччо (обратите внимание на идеальную перспективу).

В ризнице сцена Распятия над дверью - ранняя работа Джотто, датируемая примерно 1290 годом. Алтарная картина в Капелле Гадди - "Христос, воскрешающий дочь Иаира" Бронзино, а в соседней Капелле Гонди - знаменитое деревянное распятие Брунеллески (1410-1425), первое изображение Христа без набедренной повязки и аналог реалистичного, похожего на крестьянина Христа в Санта-Кроче работы Донателло.

Апсида была полностью покрыта фресками Доменико Гирландайо и его помощников в период с 1486 по 1490 год. Эти сцены из жизни Иоанна Крестителя и Богородицы, последний большой цикл фресок XV века, были прекрасно восстановлены в своих первоначальных мягких, светящихся красках. Обязательно обратите внимание на то, как он показывает библейские фигуры в одежде и комнатах эпохи Возрождения. Бронзовое распятие выполнено Джамболоньей.

В левом рукаве трансепта капелла Филиппо Строцци украшена фресками Филиппино Липпи, а в примыкающей к ней капелле деи Барди находится "Мадонна с розарием" Вазари. Бронзовый мемориал в капелле Ручеллаи выполнен Лоренцо Гиберти.

Слева от фасада церкви находится вход в клуатры и часовни бывшего монастыря, где Зеленый клуатр получил свое название благодаря зеленым тонам фресок Паоло Уччелло, изображающих сцены Ветхого Завета: особенно обратите внимание на его изображение потопа.

Но главное место в монастыре занимает Каппеллоне дельи Спаньоли, Испанская капелла, где фрески Андреа ди Бонайуто относятся к величайшим произведениям искусства Италии XIV века. Вся капелла испещрена подробными изображениями на тему спасения и проклятия.

Санта-Кроче

Францисканская церковь Санта-Кроче была построена в конце XIV - начале XV веков, а ее фасад из инкрустированного цветного мрамора был добавлен в 1800-х годах. Наряду с исключительными фресками и другими художественными достопримечательностями, она известна как место захоронения флорентийских светил, включая Микеланджело и Галилея.

Хотя Санта-Кроче построена в готическом стиле, ее интерьер шире, чем у большинства построек той эпохи, более открытый и просторный, с открытым расписным деревянным потолком. Загляните в боковые приделы, чтобы найти главные гробницы: Галилея и мемориальная табличка, отмечающая место захоронения Лоренцо Гиберти (известного по дверям баптистерия), находятся в северном нефе слева от входа в церковь. Справа - Микеланджело и композитор Джоаккино Россини, а также Макиавелли, последний канцлер Флорентийской республики, чье имя по сей день упоминается при описании безжалостной политической тактики.

Три музы, изваянные Вазари, оплакивают Микеланджело - Живопись, Архитектуру и Скульптуру. Также в этом южном нефе находится памятник Данте, установленный в 1829 году, через 508 лет после его смерти в Равенне, где он жил после изгнания из Флоренции. В этом же нефе обратите внимание на изящный рельеф "Благовещение" работы Донателло (1435).

Ряд капелл заполняет восточную стену. В конце северного трансепта находится капелла Барди с распятым Христом работы Донателло, которого Брунеллески критиковал за то, что он похож на крестьянина, но сейчас он считается одним из лучших образцов гуманизма флорентийского Возрождения. В капелле Тосинги-Спинелли есть интересные витражи школы Джотто.

Капелла Маджоре покрыта фресками; в своде - Воскресший Христос, евангелисты и Святой Франциск работы Аньоло Тадди (1380), который также отвечал за настенные фрески Легенды о Святом Кресте. Крест над главным алтарем, расписанный маэстро ди Фиглине, был одним из первых произведений искусства, размещенных в церкви Санта-Кроче, и был прекрасно отреставрирован.

В южном трансепте найдите капеллу Барди, где находятся фрески Джотто с историей святого Франциска, написанные им около 1320 года. Еще больше замечательных фресок Джотто вы найдете в соседней Капелле Перуцци, где сцены из жизни святого Иоанна Евангелиста занимают правую стену, а сцены святого Иоанна Крестителя - левую. Художники эпохи Возрождения, в том числе Масаччо и Микеланджело, восхищались и изучали их.

В последней капелле слева, Капелле Веллути, хранятся поврежденные фрески ученика Чимабуэ и "Коронация Богородицы" Джотто. Одна из главных художественных достопримечательностей Санта-Кроче находится в дальнем конце трансепта, в капелле Барончелли. Фрески "Пророки" у входа и "Жизнь Богородицы" на стенах считаются величайшей работой Таддео Гадди, который учился у Джотто.

Через дверной проем коридор ведет в ризницу, где находится, пожалуй, самое известное произведение искусства во всей церкви. К сожалению, великолепное Распятие работы Чимабуэ было сильно повреждено во время наводнения 1966 года и приобрело еще большую славу как самое значительное произведение искусства, пострадавшее во время катастрофы. После долгой и кропотливой реставрации шедевр Чимабуэ снова выставлен на всеобщее обозрение.

Это было одно из первых флорентийских произведений, оторвавшихся от жестких византийских стилей и предвосхитивших натурализм и гуманизм эпохи Возрождения. Она оказала влияние на художников, начиная с ученика Чимабуэ, Джотто, и заканчивая Микеланджело и Караваджо.

Справа от Санта-Кроче находится вход в монастырские здания, где первый клуатр ведет в Капеллу деи Пацци. Брунеллески работал над ней с 1430 года до своей смерти в 1446 году, в качестве погребальной капеллы для семьи Пацци и капитула францисканцев.

Купол украшен прекрасными розетками работы Луки делла Роббиа, который также вырезал рельеф Святого Андрея (1445) над деревянными дверями. На четырех медальонах из терракоты изображены сидящие евангелисты, а 12 тонди апостолов выполнены из белой керамики на голубом фоне.

Двухэтажный Кьостро Гранде, Большой клуатр, был спроектирован Брунеллески. Не забудьте заглянуть в трапезную с огромной "Тайной вечерей" Таддео Гадди, а над ней - "Древо Креста".

Скуола дель Куойо была основана монастырем после Второй мировой войны, чтобы обучать сирот войны ремеслу. Сегодня здесь по-прежнему обучают студентов искусству тонкой работы с кожей, которым славится Флоренция. Вы можете посетить мастерские и посмотреть, как студенты создают кожаные куртки, сумки, кошельки и шкатулки. Их магазин помогает поддерживать школу.

Сан-Лоренцо

Семья Медичи не делала ничего наполовину, но даже они не могли себе представить, что их семейная церковь и мавзолей спустя более пяти веков будет считаться одним из величайших мировых художественных достижений. А ведь ее изюминка - Новая сакристия Микеланджело - так и не была закончена.

В самой церкви Брунеллески создал идеал архитектурной гармонии эпохи Возрождения, а украшали ее Донателло, Липпи и другие мастера. Их совместное творчество, а особенно гробницы Медичи работы Микеланджело, делают Сан-Лоренцо одним из лучших мест для посещения во Флоренции.

Сан-Миниато-аль-Монте

При наличии всех выдающихся церквей в центре Флоренции вы можете спросить, зачем вам ехать на автобусе или подниматься к этой, расположенной высоко над городом на противоположном берегу Арно. Ответ кроется как в самой церкви, так и в ее расположении над Пьяццале Микеланджело, лучшей обзорной площадкой города и одной из самых популярных достопримечательностей Флоренции.

После осмотра церквей и музеев вам захочется передохнуть, и поездка в Сан-Миниато, а также открывающийся оттуда вид вернут вам энтузиазм. Даже инкрустированный зелено-белый мраморный фасад - первый во Флоренции и вскоре скопированный другими церквями - отличается от других, обрамляя большую золотую мозаику. Вы увидите, как смешивались стили уже в конце XI и XII веков: византийские мозаики и отголоски классического Рима в романской тосканской архитектуре.

Именно внутреннее убранство отличает Сан-Миниато. Хор и главный алтарь возвышаются над нефом, широким и открытым, с мозаичным полом (обратите внимание на зодиакальные мотивы) и расписным деревянным потолком.

Шаг вперед, в эпоху Возрождения, в Капеллу дель Крокифиссо Микелоццо в конце нефа, чей глазурованный терракотовый потолок выполнен в фирменных сине-белых тонах Луки делла Роббиа. Если вернуться к позднему романскому стилю, то мраморная кафедра XII века и богато украшенный экран хора являются одними из главных достопримечательностей церкви, а также мозаика в апсиде, в которой снова прослеживается византийское влияние.

Под алтарем находится крипта с фресками Таддео Гадди и колоннами, переделанными из римских зданий. Справа от главного алтаря находится ризница, полностью покрытая шедевром XIV века Спинелло Аретино "Жизнь святого Бенедикта". Яркие цвета и сложные детали, использованные в декорировании рифления, обрамляющего сцены, делают эту комнату одной из самых великолепных во Флоренции.

Сан-Марко

Церковь Сан-Марко, построенная в 1299 году, была в значительной степени реконструирована, а монастырь полностью перестроен архитектором Микелоццо в середине XV века. Джамболонья добавил боковые алтари, капеллу Святого Антонино и капеллу Сальвиати в 1588 году. Хотя в самой церкви вы найдете несколько примечательных произведений искусства - погребальная капелла святого Антония считается главной архитектурной работой Джамболоньи, а византийская мозаика "Богородица в молитве" из римской оратории датируется 705 годом, - именно монастырь является причиной, по которой вам стоит посетить Сан-Марко.

Своей славой монастырь обязан монаху-доминиканцу Фра Анджелико, который расписал монастырские комнаты между 1436 и 1445 годами, оставив нам "натуральный" музей. По всему монастырю можно увидеть работы этого брата, а также некоторых других, но особенно обратите внимание на эти фрески. Прямо напротив входа в клуатр Святого Антонино находится фреска Фра Анджелико "Святой Доминик у подножия креста"; в люнете по диагонали напротив входа - "Ecce Homo".

В Большой трапезной находится "Страшный суд" Фра Бартоломео, а в Зале Лавабо - его большое панно 1510 года "Мадонна со Святой Анной и другими святыми". Одну стену капитула занимает фреска Фра Анджелико "Распятие". В Малой трапезной находится знаменитая Тайная вечеря работы Гирландайо.

Но больше всего вам запомнятся более 40 монашеских келий, украшенных фресками Фра Анджелико и его учеников. Его стиль безошибочно узнаваем, он с нежностью превращает суровую строгость средневековых святых в нежных, человечных святых, излучающих благочестие и невинность. Особенно обратите внимание на очень интимное Благовещение напротив лестницы.

Капелла Бранкаччи и Санта-Мария-де-Кармен

Простой незаконченный фасад Санта-Мария-де-Кармен не дает ни малейшего представления о сокровищах внутри. Как и первый вид барочного интерьера с его резьбой и потолком в стиле тромплей. Они появились в результате перестройки, после того как пожар 1771 года уничтожил интерьер. К счастью, он не уничтожил изысканную пристроенную капеллу, Капеллу Бранкаччи, интерьер которой украшают фрески XV века, иллюстрирующие жизнь святого Петра и другие библейские сцены.

Спроектированные и начатые Мазолино да Паникале вместе со своим учеником Масаччо, они были завершены после смерти Масаччо Филиппино Липпи. Недавнее удаление слоев свечного нагара позволило выявить насыщенные цвета и сделать более очевидными различия в работах разных художников. Реализм Масаччо и использование перспективы вдохновили флорентийских живописцев XV века.

Санто Спирито

Несколько богатых флорентийских семей заказали Брунеллески, знаменитому городскому архитектору, спроектировать и построить новую церковь в Ольтрарно, и к моменту его смерти в 1446 году строительство продвинулось вплоть до возведения сводов. Она была завершена, но не совсем по его первоначальным планам, поэтому строгий внешний вид не дает ни малейшего намека на то, что внутри находится одна из самых чистых церквей эпохи Возрождения. Боковые алтари в нефе поражают воображение картинами, статуями и рельефами; обязательно обратите внимание на розовое окно на фасаде - "Сошествие Святого Духа", выполненное Перуджино.

В капеллах трансепта хранятся самые большие сокровища. В первой капелле левого рукава обратите внимание на окно и на "Восхождение на Голгофу" Гирландайо, а в капелле Корбинелли, изысканно спроектированной Андреа Сансовино в 1492 году, обратите внимание и на его скульптуры. В правой части трансепта находится самое значительное произведение в церкви - алтарный образ Мадонны с младенцем и святыми и донорами 1490 года работы Филиппино Липпи.

Там, где трансепты пересекаются, находится алтарь-балдахин Каччини в стиле раннего барокко, богато украшенный pietra dura - затейливой мозаикой из полудрагоценных камней, в которой флорентийские художники преуспели. В левом нефе находится вход в красивый притвор, построенный Кронакой (1492-1494), и восьмиугольная ризница, спроектированная Джулиано да Сангалло в 1495 году, шедевр европейской архитектуры.

Слева от церкви находится вход в Ченаколо, трапезную, которая является единственным остатком старого монастыря августинцев. В ней хранится фреска "Тайная вечеря", написанная Андреа Орканьей около 1360 года. Хотя она сильно повреждена, это одно из самых возвышенных произведений искусства XIV века во Флоренции.

Сантиссима Аннунциата (Церковь Благовещения)

Полностью перестроенная в 1444-1481 годах Микелоццо, церковь считается его архитектурным шедевром и содержит несколько великолепных произведений искусства, хотя имена некоторых художников могут быть не всем знакомы.

Ротонда, разделенная на девять капелл, была начата Микеланджело в 1444 году и завершена в другом стиле Леоном Баттистой Альберти. Недалеко от входа, слева, находится небольшой мраморный храм работы Микелоццо, заказанный для чудесной картины "Благовещение" (чудо связано с монахом XIII века монахом Бартоломео, который заснул во время написания картины и проснулся, обнаружив, что ангелы дорисовали лицо Марии). Чудо привлекло паломников, которые оставили столько вотивных подношений, что церковь пришлось расширить, чтобы вместить их. Флорентийские молодожены и сегодня приходят сюда, чтобы оставить букет невесты.

Также слева находится капелла Ферони с фреской Андреа дель Кастаньо "Искупитель и святой Юлиан" (1455). Его "Троица" находится во второй капелле, а в четвертой капелле есть панно Перуджино "Вознесение Христа". Капелла Мадонны дель Соккорсо была спроектирована Джамболоньей между 1594 и 1598 годами как его собственная гробница и украшена фресками, статуями и рельефами.

Дверь с левой стороны портика ведет в Кьостро деи Морти, где находится фреска "Мадонна дель Сакко" - главная работа Андреа дель Сарто (1525). К нему примыкают капитул, несколько капелл и ризница. Правая дверь в портике ведет в капеллы и Кьострино деи Воти (Вотивный монастырь), известный своими фресками. С левой стороны находятся шедевры Андреа дель Сарто (сцены из жизни святого Филиппо Беницци); Козимо Росселли (Вызывание и облачение святого Филиппо Беницци); Рождество Алессо Бальдовинетти; Пришествие волхвов дель Сарто и одна из лучших его работ - Рождение Девы Марии (1514).

Огниссанти (Церковь Всех Святых)

Церковь Огниссанти, одна из первых барочных церквей Флоренции, восходит к постройке XIII века, но была полностью обновлена в XVI и XVII веках и восстановлена после разрушений, вызванных наводнением 1966 года.

У второго алтаря справа на картине Доменико Гирландайо "Мадонна делла Мизерикордия" (1470) ищите молодого Америго Веспуччи, мореплавателя, в честь которого названы два континента. Это была приходская церковь его семьи, и Гирландайо включил его в число прихожан, изображенных на картине, задолго до начала его прославленной карьеры.

В ризнице хранится картина на дереве "Распятый Христос" в стиле Джотто и фреска "Распятие" работы Таддео Гадди. Войдя в клуатр через трансепт, вы увидите фрески XVII века со сценами из жизни святого Франциска. За ним находится Cenacolo del Ghirlandaio, трапезная с фреской "Тайная вечеря" Гирландайо, которая занимает всю заднюю стену. Здесь же находится картина Гирландайо "Святой Иероним в своей палате" (1480) и знаменитый "Святой Августин в кабинете" Сандро Боттичелли.

Сан-Микеле-ин-Орто (Орсанмикеле)

Это хорошо сохранившееся здание XIV века возникло из оратория и зала для торговли зерном, в котором хранилась чудодейственная картина, привлекавшая больше верующих, чем покупателей. Поэтому в конце XIV века религиозное значение здания стало преобладать, и оно превратилось в церковь, также известную как Орсанмикеле.

Снаружи она украшена самыми известными произведениями искусства. Прежде чем войти внутрь, прогуляйтесь вокруг нее, чтобы полюбоваться тонкой каменной кладкой в оконных арках и нишах, отличающих ее архитектуру. На стороне Виа деи Кальцайуоли (слева) находится "Святой Иоанн Креститель" Лоренцо Гиберти (1414), первая большая бронзовая статуя эпохи Возрождения. В следующей нише (работа Донателло) находится главная работа Андреа дель Верроккьо "Невероятность святого Фомы", а справа - "Святой Лука" Джамболоньи (1600).

На южной стороне Виа деи Ламберти находится ранний Святой Марк работы Донателло, а на западном фасаде - самая значительная большая статуя Лоренцо Гиберти, Святой Матфей (1419-1422), и его Святой Стефан. На северной стороне находится "Святой Петр" Донателло. В интерьере стоит обратить внимание на фрески, картины и витражи. Правый неф заканчивается знаменитым готическим мраморным табернаклем Орканьи 1349-1359 годов с чудесным изображением Мадонны работы Бернардо Дадди 1347 года.

Сант-Амброджио

Одна из самых ранних сохранившихся церквей Флоренции, Сант-Амброджо, была построена примерно до 1000 года н. э. в честь святого Амвросия, епископа Милана IV века. Построенная на месте, где святой останавливался во время посещения Флоренции, церковь имеет церковное значение как место двух евхаристических чудес. Первое, произошедшее в 1230 году, было истолковано как доказательство доктрины транссубстанциации, которая только недавно была признана церковью.

В Капелле Мираколо находится Табернакль Святого Таинства XV века, содержащий кровь, которая чудесным образом появилась в потире, когда священник совершал мессу. Реликварий выполнен Мино да Фьезоле, а фрески XV века на стенах часовни - Козимо Розелли. Снаружи церкви находится расписной терракотовый табернакль с изображением святого Амвросия в благословении.

По всей церкви расположены фрески и другие произведения искусства Джованни делла Роббиа, Аньоло Гадди, Масаччо, Филиппо Липпи, Сандро Боттичелли, Фра Бартоломео и других флорентийских мастеров. Картина Филиппо Липпи "Воплощение Богородицы", хранящаяся сейчас в галерее Уффици, была написана для главного алтаря церкви в середине XV века.

Санта-Тринита

Флорентийцы особенно любят эту почтенную церковь, основанную еще в XI веке и перестроенную в XIII веке (вероятно, по проекту Никколо Пизано) как первая готическая церковь Флоренции. В конце XIV века она была еще раз перестроена, а фасад, спроектированный Буонталенти, относится к концу XVI века.

Внутри вы увидите прекрасный образец флорентийской готики XIV века, а также несколько выдающихся работ. Главная из них - Капелла Сассетти в правом рукаве трансепта, где находятся фрески Доменико Гирландайо (1483-1486) из жизни святого Франциска. Самая известная из них - "Подтверждение правил ордена", в которую художник включил современные личности и здания: Лоренцо Великолепный, сам Гирландайо (это он с рукой на бедре), площадь Синьории и площадь Тринита.

Алтарный образ "Поклонение пастухов" 1485 года также написан Гирландайо. В левом рукаве трансепта находится мраморная гробница епископа Беноццо Федериги, одна из лучших работ Луки делла Роббиа.

Сенаколо ди Сант-Аполлония

Посетите этот бывший монастырь, ныне являющийся частью университета, чтобы увидеть красивый клуатр и трапезную с "Тайной вечерей" Андреа дель Кастаньо. Эта фреска, написанная около 1457 года, занимает важное место в живописи эпохи Возрождения. Кастаньо одним из первых добился точной перспективы, а также одним из первых передал физический драматизм сцены.

Над ней находятся "Распятие", "Погребение" и "Воскресение" Кастаньо, а также два его люнета - "Пьета" и "Распятый Христос с Богородицей, святым Иоанном и святыми", обнаруженные под слоем побелки при секуляризации монастырских зданий.

Санти Апостоли

Хотя эта церковь и ее произведения искусства сильно пострадали во время наводнения 1966 года, церковь Святых Апостолов стоит увидеть ради большого терракотового табернакля работы Джованни делла Роббиа в левом нефе и панно "Непорочное зачатие" работы Вазари (1541) в третьей капелле правого нефа. Колонны из зеленого мрамора имеют составные капители, первые две из которых, как полагают, происходят из близлежащих римских бань.

Благодаря Микеланджело это один из наиболее хорошо сохранившихся примеров романской церкви во Флоренции. Говорят, что в XV веке, когда церкви подвергались "модернизации", он настоятельно рекомендовал архитектору внести изменения и оставить основную структуру нетронутой.

Наряду с табернаклем делла Роббиа и панелью Вазари, сокровищами церкви являются "Пьетре дель Санто Сеполькро", привезенные во Флоренцию в 1101 году вернувшимся крестоносцем. Считается, что камни ударяли, чтобы зажечь лампады в гробнице Иисуса.

Вам понравилась статья? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях, а так же там будет больше интереснной и полезной информации: Telegram, Вконтакте. А так же там много того, что нет на сайте.
Интересно