Площадь Святого Марка (Пьяцца Сан-Марко) - это Венеция на параде, куда все приходят, чтобы увидеть и быть увиденными. Это единственная площадь в Венеции с названием «пьяцца» - остальные называются «кампо».
Жизнь вращается вокруг этой пьяццы со времен Республики, когда она была рынком, а также центром гражданской и религиозной жизни.
Считающаяся одной из лучших площадей в мире и, безусловно, главной достопримечательностью Венеции, она окружена с трех сторон величественными аркадами общественных зданий, а с четвертой - буйством куполов и арок базилики Сан-Марко и взмывающей ввысь кампанилой Святого Марка.
Очереди на вход в базилику, которая, безусловно, является самой популярной достопримечательностью Венеции, могут показаться пугающими, но их можно миновать, присоединившись к экскурсии. Ни одно препятствие не омрачает огромную, вымощенную камнем площадь Святого Марка, где движутся только венецианцы, туристы и вечно присутствующие голуби.
Воспользуйтесь этим списком лучших достопримечательностей и экскурсий на площади Святого Марка, чтобы извлечь максимум пользы из своего визита.
С тех пор как в 829 году в Венецию были привезены останки Святого Марка, эта бывшая часовня дожей стала важной религиозной достопримечательностью. А когда после падения Константинополя венецианские крестоносцы привезли целые корабли с сокровищами византийского искусства, базилика Святого Марка разбогатела до невообразимых размеров.
Эти сокровища и художественное оформление базилики на протяжении веков делают ее достопримечательностью не только Венеции и Италии, но и всей Европы. Среди основных достопримечательностей - 4240 квадратных метров, покрытых неземными и светящимися золотыми мозаиками, великолепный золотой византийский ретабло, известный как Пала д'Оро, инкрустированные мраморные полы, а также золотые реликварии и иконы в Сокровищнице.
Поскольку это самое популярное из всех мест, которые стоит посетить в Венеции, очереди часто бывают пугающими. Вы можете избежать их, присоединившись к одной из экскурсий с пропуском и полностью миновав очередь. Вы также будете уверены, что увидите самые важные достопримечательности.
Два самых знаковых здания Венеции - базилика Святого Марка и дворец дожей - стоят бок о бок и в архитектурном плане удачно дополняют друг друга. Плавные повторения, гармоничный, воздушный дизайн и мягкие цвета дворца являются освежающим противоядием от напряженного сочетания куполов, арок, скульптур и мозаик на фасаде базилики.
После того как вы полюбуетесь ее внешним видом и внимательно рассмотрите прекрасную резьбу по камню в аркадах и выдающийся образец венецианской готики в Порта-делла-Карта, отправляйтесь на экскурсию по внутренним помещениям. Особого внимания заслуживают Зал Большого консилиума с монументальной картиной Тинторетто, золотая лестница Сансовино Scala d'Oro, а также многочисленные картины величайших художников своего времени, включая Беллини, Карпаччо, Веронезе и Тициана.
Чтобы быть уверенным в том, что вы увидите самые важные сокровища, и избежать неизбежных очередей на осмотр дворца, присоединитесь к одной из экскурсий, которые проводятся без очереди, и исследуйте огромное здание со знающим гидом.
Вертикальное измерение широкому пространству площади Сан-Марко придает Кампанила - высокая кирпичная колокольня базилики. Она возвышается над углом аркады Прокурации Нуове, соединяющей Пьяцца и Пьяццетту. Кампанила настолько высока, что ее использовали приближающиеся корабли в качестве маяка, указывающего им путь домой.
Ее строительство было начато в X веке и завершено в XII веке, но остроконечная крыша и позолоченный пинак были добавлены только в XV веке. 14 июля 1902 года он рухнул на пьяццу в виде груды обломков, разрушив Лоджетту у ее подножия, но не вызвав жертв.
К 1912 году она была тщательно восстановлена до первоначальной высоты 98,6 метра, как и Лоджетта - небольшая мраморная лоджия, построенная Сансовино в 1537-1540 годах для того, чтобы члены Большого совета могли собираться перед началом заседаний. После того как обломки кампанилы были расчищены, Лоджетту удалось восстановить, используя оригинальные камни и скульптуры, включая четыре бронзовых шедевра Сансовино, которые стоят между колоннами-близнецами.
В Средние века кампанила также использовалась в качестве столба: провинившихся, включая прелюбодеев и священников-отступников, заключали в клетку и поднимали на полбашни. Такое наказание с ветерком могло длиться несколько недель. Сегодня башня используется в более благостных целях: на лифте вы сможете подняться на платформу, откуда открывается захватывающий вид на город и лагуну.
Еще одна венецианская икона на площади Сан-Марко, башня с часами, спроектированная и построенная в 1496-1499 годах Мауро Кодусси, вероятно, для того, чтобы завершить строительство Прокурации Векки. Она типична для архитектуры венецианского Ренессанса, хотя мозаика из золотых звезд, сверкающих на синем фоне, и Лев Святого Марка были добавлены в 1755 году Джорджо Массари.
Два бронзовых Мори (мавра) на террасе, которые бьют в колокол, отмечая часы, были отлиты Паоло Раньери во время строительства башни. Вы можете подняться на башню, чтобы поближе рассмотреть эти две фигуры.
Большие часы, давшие название башне, также были сделаны Раньери и его сыном и показывают часы, фазы луны и знаки зодиака. Над циферблатом часов находится позолоченная Мадонна, а во время недели Вознесения и Богоявления мимо Мадонны каждый час ангел ведет трех королей. Через арку в основании часовой башни можно пройти на Мерсерию - узкую торговую улицу, которая является самым прямым путем от собора Святого Марка к мосту Риальто.
Лев Святого Марка под колоколом - лишь один из десятков подобных символов в Венеции. Лев стал символом города в 828 году нашей эры, когда сюда из Александрии были привезены мощи святого, и вы увидите их не только в Венеции, но и в других местах, входивших в состав Венецианской республики. Если вы отправитесь в однодневную поездку из Венеции, даже в Верону, вы увидите знакомого крылатого льва.
Понте ди Соспири, соединяющий Дворец дожей с Приджиони - мрачной тюрьмой для тех, кто был осужден за преступления или политические проступки судьями в экзаменационных залах дворца, - пересекает узкую Рио ди Палаццо. Закрытый пешеходный мост с изящной аркой из белого известняка и тонкой каменной резьбой, покрывающей два маленьких окна, был спроектирован и построен в 1614 году Антонио Контино.
Название, однако, появилось позже. Предположительно, это традиционное название, данное ему по вздохам осужденных заключенных, когда они бросали последний взгляд на Венецию перед тем, как попасть в удушающее заточение Приджиони, но на самом деле этот термин был придуман в XIX веке английским поэтом лордом Байроном.
Поэты в стороне, но в этих крошечных сырых камерах нет ничего романтичного. Особого внимания заслуживает камера, в которой содержался знаменитый Джакомо Казанова, в секции, известной как «Свинцовая» из-за ее расположения прямо под свинцовой крышей, что делало ее холодной зимой и знойной летом. Именно из этой камеры Казанова совершил свой дерзкий побег в 1775 году, выбравшись через дыру в потолке. (Это место можно посетить только в рамках специальных туров, а не по общему входному билету).
Одним из менее известных мест в Венеции является музей Коррер, в который можно попасть с конца пьяццы через проход в Ala Napoleonica. Он не только обладает интересными коллекциями, иллюстрирующими историю Венеции, но и расположен в ряде прекрасных интерьеров начала XVIII века. Среди исторических коллекций - экспонаты, иллюстрирующие архитектурное развитие Венеции, и картины с изображением сцен из истории Венеции.
Государственные одеяния дожей, прокуроров и сенаторов дополняют экспозиции, посвященные политической жизни, и, возможно, наиболее привлекательными из всех являются великолепные коллекции ранних кружев, шелковых знамен, костюмов и аксессуаров XVI-XVIII веков. В художественной галерее представлены картины XIV-XVII веков, в том числе работы Лоренцо Венециано, братьев Беллини и Карпаччо.
Прилегающий Музей Рисорджименто иллюстрирует борьбу Венеции против Австрии, революцию 1848 года под руководством Даниэле Манина, объединение с королевством Сардиния-Пьемонт в 1866 году и последующее объединение Италии.
Эта очаровательная площадь образует широкий променад между Гранд-каналом и площадью Сан-Марко, которая вливается в него перед базиликой. Это впечатляющий подход для посетителей - открытый к морю и граничащий справа с Палаццо Дукале. Слева - аркады Библиотеки Сансовино (Libreria Vecchia), с одной стороны - кампанила, с другой - выступающий портик входа в базилику Сан-Марко. На заднем плане видны Часовая башня и здание Прокурации.
На Моло, открытой части у кромки воды, стоят две колонны: Колонна ди Марко и Колонна ди Теодоро. У них неоднозначная история. Дож Мичиели привез три колонны из Тира в 1125 году, но во время разгрузки одна из них упала в море и затонула на дне лагуны.
Две другие были установлены на Моло. Один из них был увенчан львом Святого Марка, который, вероятно, начинал свою жизнь как раннесредневековое мифическое животное из Персии, позднее получившее крылья и книгу между лапами. До XVIII века лев был позолоченным.
Святой Теодор, который был первым покровителем Венеции, пока его не сменил Святой Марк, был помещен на вершину второй колонны. Но у него тоже было нелегкое прошлое, он был создан путем искусной сборки головы римского императора с телом - в комплекте с драконом - раннего Святого Георгия.
Библиотека Сансовиниана, расположенная перед Палаццо Дукале, - шедевр архитектора и скульптора Сансовино, который работал над ней с 1536 по 1553 год. Он представляет собой настоящий поворотный пункт венецианской архитектуры и окончательный разрыв с готической Венецией. С тех пор почти все новые здания, особенно дворцы, строились по его образцу.
В здании находятся выставочные залы Национальной библиотеки Марчиана, украшенные фресками Тициана, потолочными медальонами Веронезе и портретами Тинторетто. На выставках вы найдете удивительную коллекцию драгоценных камней, каллиграфии и иллюминированных книг.
Несмотря на то, что это не для тех, кто следит за своим бюджетом, насладиться кофе и выпечкой в одном из элегантных и исторических кафе с видом на пьяццу - незабываемое впечатление. Лучшее время - и самое сложное для того, чтобы найти столик на улице, - вечернее, когда огни освещают величественный фасад базилики Святого Марка.
Вечером играют оркестры, и вы можете закрыть глаза и поверить, что перенеслись на несколько столетий назад, когда эти кафе были молодыми. Интерьеры изящно украшены, а засидеться за столиком внутри - невинное удовольствие в пасмурный день.
Самое известное - Caffé Florian, основанное в 1720 году под названием «Alla Venezia Trionfante» («В Венеции триумфально»). Каффе Лавена было основано в 1750 году. Gran Caffè Quadri угощает кофе писателей, поэтов, музыкантов и - в последнее время - кинозвезд с тех пор, как Джорджио Квадри прибыл в Венецию в 1775 году.
Красота площади Сан-Марко во многом обусловлена элегантной симметрией и гармонией трех ее сторон, оживляемых взрывом базиликальной архитектуры. Северную и южную стороны площади Сан-Марко окаймляют Прокурации - бывшие офисы Прокураторов, главных чиновников Республики.
По мере того как богатство Сан-Марко росло, для управления им потребовалось больше одного человека, а также больше служебных помещений, поэтому в 1480-1517 годах были построены Прокурации Векки. Это прекрасный образец венецианской архитектуры раннего Возрождения, с аркадами по всему фасаду.
К 1582 году, когда даже расширенная Прокурация Веккье стала слишком мала, на противоположной стороне Пьяццы начали строить Прокурацию Нуове, спроектированную так, чтобы она гармонировала с предыдущей. В период с 1805 по 1814 год Наполеон, провозгласивший себя королем Италии, жил в Прокурации Нуове, когда посещал Венецию.
Именно Наполеон приказал построить третье здание, завершающее конец пьяццы, которое теперь известно как Ала Наполеоника. Сегодня в этих зданиях находятся Гражданский музей Коррер, Музей Рисорджименто и Археологический музей.
Главная достопримечательность Археологического музея, расположенного рядом с Кампанилой на Прокурации Нуове, - уникальная возможность сравнить классические археологические находки с более поздними римскими копиями и даже более поздним искусством эпохи Возрождения, чтобы оценить огромное влияние ранних произведений.
Наряду с классическими скульптурами, повлиявшими на венецианских художников эпохи Возрождения, вы увидите резные драгоценные камни, камеи, византийскую резьбу по слоновой кости и ассирийские рельефы VIII-VII веков до нашей эры. В небольшой египетской секции выставлены две мумии, а также статуэтки и канопические кувшины.
Не совсем на площади Сан-Марко, но всего в нескольких шагах от нее через проход в юго-западном углу вы окажетесь в маленьком кампо и увидите богато украшенный фасад церкви Сан-Мойзе. Никто не относится нейтрально к барочному фасаду этой церкви, спроектированному Алессандро Треминьоном в 1668 году. Многие считают его излишне нарядным и вычурным, но жителям Венеции нравятся его сложные украшения и скульптуры.
За ней находится квадратная кирпичная колокольня, которая, кажется, не имеет никакого отношения к архитектуре церкви. Зайдите внутрь, чтобы увидеть Пьету 1732 года на внутренней стене фасада и барочную скульптуру Моисея на главном алтаре.
Не совсем на площади Сан-Марко, а сразу за базиликой на Кампо-Сан-Заккария. Это была церковь самого элитного и престижного монастыря Венеции, населенного и обогащенного дочерьми дожей и других богатых столпов венецианского общества, которые давали здесь свои обеты.
Первоначальная церковь была построена в 827 году, в ней хранились мощи Захарии, отца Иоанна Крестителя, подаренные Венеции византийским императором Львом V. На ее месте стояла нынешняя церковь и монастырь, построенные в 1444-1504 годах. Мощи до сих пор находятся здесь, под вторым алтарем справа.
Справа также находится дверь, ведущая в три капеллы, первая из которых была нефом и одним приделом бывшей церкви. Алтарная картина Тинторетто изображает «Рождение Иоанна Крестителя», а справа от нее - «Бегство в Египет» его сына, Доменико Тинторетто. Над вторым алтарем слева - «Мадонна с четырьмя святыми» Джованни Беллини, одна из лучших его работ.
Спуститесь в крипту, где гробницы первых дожей отражаются в воде, просочившейся из лагуны, из-за чего их колонны кажутся намного длиннее, чем на сухих участках пола крипты.
Джардинетто также находится не совсем на площади Сан-Марко, а прямо вдоль Моло к западу от Пьяццетты. Этот маленький зеленый оазис с благоухающими розами и олеандрами, бассейнами и тенистыми скамейками был заложен в 1800-х годах и получил свое название от местоположения.
Этот участок земли принадлежал Прокурации Нуове, которая служила королевским дворцом Наполеона. По одной из версий, он приказал построить его, потому что стоявшее здесь зернохранилище закрывало ему вид на Большой канал.